15
октября
2024 года
вторник
Адрес редакции: 692684,
с. Камень-Рыболов, ул. Кирова, 2а
Телефоны:
Главный редактор - 8 (42349) 99-5-48
Корреспонденты - 97-7-05, 97-9-22
Бухгалтерия - 97-2-47
Полиграфия, касса - 97-7-93 (факс)
E-mail: primzori@mail.ru
ОШИБКИ НА САЙТЕ: Уважаемые посетители, если вы заметили ошибки в работе сайта, то обязательно сообщите нам. Мы постараемся как можно быстрее устранить все ошибки, чтобы вы могли без проблем пользоваться нашим сайтом. СООБЩИТЬ. |
Финансовая грамотность Опубликовано в № 35 за 22 июня 2023 года Банк России: Аферисты постоянно придумывают новые схемы обмана Проблема финансового мошенничества для жителей Приморья сегодня является очень острой: каждый день мы получаем информацию, как кто-то пострадал от действий злоумышленников и потерял большие деньги да ещё и остался должен банку по взятым по указке мошенников кредитам. О том, какие мошеннические схемы сегодня наиболее актуальны, и что делать, чтобы не стать жертвой аферистов, мы говорим с первым заместителем начальника Дальневосточного главного управления Банка России Максимом Макаровым. – Максим Николаевич, в последнее время о мошенниках предупреждают постоянно: и Банк России, и полиция, и многие другие ведомства убеждают людей быть острожными, а они продолжают терять свои деньги. Почему так происходит? – Дело в том, что основным инструментом злоумышленников остаются приёмы и методы социальной инженерии, когда человек под психологическим воздействием добровольно переводит свои деньги или раскрывает банковские сведения, позволяющие злоумышленникам похитить его средства и даже взять кредит на его имя. Вот, например, мошенничество от имени представителей различных ведомств. Доверие к должностным лицам у нас на ментальном уровне ― многие готовы сообщить свои персональные и банковские данные, если услышат, что с ними разговаривают представитель службы безопасности банка, полицейский или сотрудник Центробанка, например. А делать этого категорически нельзя. – Можете рассказать подробнее о таких схемах? – Мошенники, как правило, используют многоступенчатые схемы обмана, в которых фигурируют Центральный банк, службы безопасности банков, бюро кредитных историй. Например, мошенник звонит клиенту от имени сотрудника бюро кредитных историй и говорит, что несколько банков запросили его историю перед выдачей кредита. Тем самым человека подводят к мысли, что кто-то пытается взять кредит от его имени. Затем аферисты обещают передать информацию о попытке несанкционированной операции в банк. Через пару минут звонит уже «сотрудник банка» и подтверждает легенду. Человека убеждают совершить зеркальные действия – подать онлайн-заявку на кредит, а затем перевести деньги на «безопасный счёт» под предлогом их сохранения. В итоге человек оформляет онлайн-кредит и остается без заёмных денег. Приметой времени стало и то, что мошенники стали звонить через социальные сети. Им всё сложнее обходить антиспам-фильтры, которые предупреждают людей о подозрительных звонках. Поэтому преступники переходят на мессенджеры, в которых такой защитной системы нет. Номер абонента обманщики скрывают, а на аватар ставят логотипы известных организаций. – Как же человек может уберечься в такой ситуации? – Ни в коем случае нельзя выполнять инструкции незнакомцев, особенно когда они касаются банковских счетов, карт или оформления кредитов. Банки не возвращают потери, если человек добровольно перевёл деньги мошенникам или сообщил свои конфиденциальные данные. Если вам звонят от имени финансовой организации или ведомства и начинают разговор про деньги, лучше сразу положить трубку. – То есть, как только мы понимаем, что звонящий спрашивает данные нашей карты, надо срочно положить трубку? – И не только. Современные технологии позволяют злоумышленникам похищать деньги и без данных карты. Банк России выявил новую практику социальной инженерии с применением QR-кода. Мошенники звонят клиентам банков под видом их сотрудников, сообщают, что к ним поступил несанкционированный запрос на снятие денег со счёта, и просят прислать QR-код, чтобы отменить операцию. Заполучив код, лжесотрудники банков снимают деньги в банкоматах со счёта обманутого человека. Дело в том, что в последнее время некоторые банки стали внедрять сервис снятия наличных денег с помощью QR-кода. Теперь клиент может самостоятельно сгенерировать в мобильном приложении такой код на нужную сумму, поднести его к сканеру в банкомате и без физической карты снять наличные. В этом случае не нужен даже ПИН-код карты, а QR-код является фактически поручением банку на выдачу денег. Но не все клиенты банков знают об этом сервисе, чем уже начали пользоваться мошенники. Получив такой код от жертвы, они легко могут похитить деньги со счёта через банкомат. – Какое здесь решение проблемы? – Никому ни при каких обстоятельствах не пересылайте такие QR-коды, а также не сообщайте полные реквизиты банковской карты, включая трёхзначный код с обратной стороны; ПИН-коды и пароли из СМС от банка. Помните, что настоящие сотрудники банков никогда не запрашивают у клиентов эти сведения. Аферисты постоянно придумывают новые схемы обмана. Единственный способ избежать денежных потерь ― критически воспринимать любую информацию, которую сообщает собеседник, перепроверять её и никогда не торопиться при принятии финансовых решений. – Слышал, что мошенники уже стали взламывать не только мобильные банки, но и аккаунты в Госуслугах. – В последнее время приморцы действительно сталкиваются с тем, что им звонят якобы из техподдержки Госуслуг и сообщают о подозрительной активности в их учётных записях. Граждан убеждают, что учётки лучше заблокировать, поскольку злоумышленники могли получить и доступ к банковским счетам, и для этого просят продиктовать код из СМС от портала. Многие так и делают, и только потом понимают, что совершили ошибку. Под влиянием угроз люди выполняют инструкции мошенников, а когда разговор заканчивается, видят уведомление о смене номера телефона, привязанного к аккаунту на Госуслугах. И действительно, войти в свой кабинет на портале не получается ― пароль не подходит. Те, кто восстановил доступ к аккаунту, рассказывают, что это удалось сделать только после визита в МФЦ. – А какие могут быть последствия? – Как только аферисты получают доступ к кабинету в Госуслугах, возникает риск, что они воспользуются персональными данными человека, и остаётся только догадываться, чем это обернётся. Например, воспользовавшись украденными данными, мошенники могут оформить на чужое имя кредит или заём. Конечно, банки, микрофинансовые организации всегда проверяют личность заёмщика, прежде чем выдать крупный кредит или заём. Однако при оформлении небольших онлайн-займов мошенникам легче использовать чужие документы. – Как уберечься в этом случае? – В любых ситуациях, независимо от того, кем представляется звонящий, нужно соблюдать главное правило безопасности: не раскрывайте никому свои паспортные данные, логины и пароли, коды из СМС. Сотрудники Госуслуг не обратятся к вам, если вы не подавали им никаких заявок. Не доверяйте тем, кто звонит от имени портала без вашей инициативы. Если в почте вы видите письмо от Госуслуг о выплатах, штрафах или с информацией, которую вы не запрашивали, не торопитесь переходить по ссылке. Самостоятельно зайдите на сайт или в приложение Госуслуг и убедитесь, что такое же уведомление есть в вашем личном кабинете. Мошенники часто создают поддельные сайты. Поэтому внимательно сверяйте символы в адресной строке страницы, на которой находитесь. Если оставите на фальшивом сайте свои платёжные данные, например, для оплаты штрафа, с вашей карты снимут все деньги. – Ещё недавно была информация о мошеннической схеме с якобы трудоустройством… – Да, такую схему в последнее время тоже начали использовать мошенники. Злоумышленники рассылают по электронной почте, через СМС или мессенджеры сообщения с привлекательными условиями работы: высокой оплатой труда, неполным рабочим днём, лёгкими задачами. Как правило, это работа онлайн – например, продажа товаров и услуг через Интернет. Для уточнения деталей человеку предлагают перейти по ссылке, которая ведёт в чат мессенджера. Там с потенциальной жертвой вступают в переписку «менеджеры по подбору персонала». Они могут запросить у клиента данные банковской карты, номер мобильного телефона. Затем якобы для регистрации и активации аккаунта для работы в интернет-магазине требуется внести вступительный взнос – например, в размере 500 рублей. Но на самом деле эти деньги оседают в карманах мошенников, а данные банковской карты и номер телефона они используют, чтобы потом попытаться взломать личный кабинет человека на сайте банка и украсть деньги с его счёта. – Какой здесь совет? – Не доверяйте рассылкам с предложениями о работе, тем более, если вас заставляют оплатить какие-либо услуги, товары, зарезервировать вакансию и провести другие платежи. Такие предложения «гарантированной работы» – популярный приём мошенников. Кроме того, при получении подобных предложений о работе не сообщайте свои паспортные данные и финансовые сведения: данные карты и её владельца, трёхзначный код с обратной стороны карты или СМС-код. Также не стоит доверять объявлениям о возможности лёгкого заработка, которые размещают в своих аккаунтах популярные блогеры, например. Надо понимать, что это всего лишь реклама, и то, что она публикуется на ресурсе известной личности, ещё ничего не значит. Подробную информацию о типичных мошеннических схемах можно найти на сайте Банка России в разделе «Противодействие мошенническим практикам». Там же есть рекомендации о том, что делать, чтобы не стать жертвой мошенников. Также узнать больше о правилах финансового поведения, разобраться, с помощью каких схем мошенники выманивают чужие данные и сбережения, можно на информационно-просветительском ресурсе Банка России Fincult.info. Комментариев - 0 Включена модерация |
||||||||
Добавление комментария:
Добавляя комментарий, вы принимаете правила сайта
Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев пользователей