4

октября

2024 года

пятница

Информационно-аналитическая газета Ханкайского муниципального района "Приморские зори"

Адрес редакции: 692684,
с. Камень-Рыболов, ул. Кирова, 2а

Телефоны:
Главный редактор - 8 (42349) 99-5-48
Корреспонденты - 97-7-05, 97-9-22
Бухгалтерия - 97-2-47
Полиграфия, касса - 97-7-93 (факс)

E-mail: primzori@mail.ru

20 последних отзывов

Строка поискового запроса
должна содержать
не менее 4 символов

Камень-Рыболов

ОШИБКИ НА САЙТЕ: Уважаемые посетители, если вы заметили ошибки в работе сайта, то обязательно сообщите нам. Мы постараемся как можно быстрее устранить все ошибки, чтобы вы могли без проблем пользоваться нашим сайтом. СООБЩИТЬ.




Бессмертный полк

Опубликовано в № 141 за 5 декабря 2015 года

Судьба счетовода

Мой родной дед по отцовской линии Яков Мефодьевич Бабченко родился 22 октября 1907 года в Астраханке в семье Мефодия Бабченко, переселенца из Киевской губернии. Семья была большая, кроме Яши в семье было ещё шестеро детей – Александр, Татьяна, Елена, Марфа, Дарья и Фёкла. Двух дочерей прадед выдал замуж за зажиточных крестьян, ещё три дочки и старший сын Александр уехали искать свою долю во Владивостоке.

Снимок сделан в Польше. В центре – старший лейтенант Яков Мефодьевич БабченкоВ конце 20-х годов Якова женили на На­дежде Дышлюк из Новоселища (кстати, до сих пор близ села есть Дышлякова падь – прим. ред.). Надо сказать, что семья, в которую попал Яша, была крепкая в хозяйстве, переселились они из города Белая Церковь. Голод на рубеже 30-х годов семья пережила чудом... Однажды дед увидел мышь, метнувшуюся в норку. В разрытой норе нашлось несколько килограммов сои. Яков и Надежда плакали от свалившегося на них «мышиного богатства». В молодой семье родился первенец, а молоко у матери от голода пропало. И найденная соя спасла малыша – зёрна пережёвывали и кормили его.

Скоро родителей Надежды выслали из Новоселища в Астраханку. Её отец, бывший железнодорожник, был грамотным. По просьбе крестьян писал отказы от вступления в колхоз. Так попал в подкулачники. Скончался в 1937 году, его жена Агриппина – в 1952 году.

Следы своего деда я отыскал в материалах музея истории района. Яков Мефодьевич работал счетоводом в колхозе у Фомы Ивановича Скирды. За хорошую работу премировался путёвкой в Океанский санаторий. В домашнем архиве сохранилось фото с отдыха. На нём – видный молодой человек в вышиванке, пиджаке, галифе и сапогах...

Когда началась война, дед попал на фронт в составе кавалерийской части из села Троицкое, об этом есть запись в военном билете деда. Семья бедствовала. Старшие дети – Мария, Владимир и мой отец – Анатолий – подрабатывали в колхозе и на рыбозаводе. На руках у моей бабушки были старенькие родители Якова и племянница Тося, дочь сестры, которую забрали за чтение немецких листовок.

Мой отец рассказывал, что дед писал с фронта: «Фашисты хотят наш народ поработить, поэтому каждая пятёрка, полученная вами в школе – это настоящий удар по врагу. Мы не рабы! И не будем ими никогда!»...

Как и когда дед стал на фронте директором полевого банка – никто в семье не знает. Если бы сохранилась хоть одна автобиография деда, всё бы прояснилось... На сайте Министерства обороны по запросу мне удалось отыскать два сканированных представления на Якова Мефодьевича Бабченко. Это были наградные листы к медали «За отвагу» и к ордену «Красной звезды».

В 1944 году в Польше колонна снабжения попала под бомбёжку. Здесь был со своим банком и Яков. Он своевременно увёл машины от авиаудара, сохранив тем самым денежное довольствие личного состава наступающих войск, а также и наградные выплаты солдатам и офицерам...

По возвращении на родину Яков Мефодьевич пошёл работать ревизором в военторг. В 1947 году он обнаружил недостачу в одном из местных магазинов. Продавцом была вдова друга-земляка, которая взяла деньги из кассы, чтобы купить корову. Женщина пообещала вернуть деньги на утро. Сразу после ухода деда из магазина туда нагрянула проверка... С 1947 по 1957 год Яков Бабченко отсидел в Галёнках. Для всей семьи это был удар! Рассказывают, что мой отец после зачитки приговора вышел на лёд Ханки и побрёл куда глаза глядят. Домой его вернули пограничники.

Бывший счетовод в колхозе-миллионере и бывший начальник Полевого банка пришёлся ко двору и в хозяйстве колонии. Да так, что ни о каком условно-досрочном освобождении нечего было и мечтать. Отпустили, что называется, «день-в-день».

Последние годы жизни дед Яков Мефодьевич Бабченко работал в 24-м военном совхозе в селе Луговое. Умер в 62 года, и провожать бухгалтера вышел весь совхоз...

Дмитрий БАБЧЕНКО

Комментариев - 0
Просмотров - 1463

Включена модерация

Добавление комментария:

 Добавляя комментарий, вы принимаете правила сайта

 Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев пользователей

Введите цифры с картинки:

antibot

Яндекс.Метрика       Top.Mail.Ru